Зеркала в интерьере, абсолютно правдивые и непогрешимые в своей объективности, могут с легкостью нас и обмануть. Но это не подлая ложь, а скорее невинная шутка, которой мы, если захотим, можем воспользоваться. Например, для эстетических целей. Дело в том, что отражение в зеркале — всегда картина. Причем картина живая, в которой то и дело меняется сюжет, цвет… Всё зависит от того, где висит зеркало и с какой стороны мы на него смотрим. Вот и сейчас, когда пишутся эти строки, я сижу на своем пятом этаже спиной к окну. А передо мной — на глухой внутренней стене — круглое окошко, в котором трепещут на ветру молодые нежные листья березы на фоне синего-пресинего неба. Ну разве это не чудо — зеркало? Отраженный в зеркале красивым пейзаж хорош везде, но особенно — в спальне. Ведь успех наступающего дня во многом зависит от того, «с какой ноги» мы встали. И если первое, что мы увидим, проснувшись, будет приятная картина живой природы, то доброго заряда, который мы от нее получим, хватит на целый день.
А можно разместить зеркало так, чтобы в нем отражалась красивая часть интерьера, наиболее изысканный фрагмент убранства. И если это зеркало небольшое, то само отражение может стать художественной доминантой всего помещения — своего рода произведением искусства. Такое зеркало расставляет эстетические акценты, заставляет обратить внимание на какую-то деталь, что-то ненавязчиво выделить, подчеркнуть…
Это свойство зеркал умело использовано в одной из «жемчужин» России — подмосковной усадьбе князей Юсуповых «Архангельское». Во дворцовых залах некоторые зеркала размещены так, что их поверхность целиком заполнена отражением какого-нибудь живописного полотна. Это создает порой неожиданные эффекты, так, например, в Императорском зале дворца зеркала расположены столь искусно, что отраженные в них портреты российских императоров встречают гостя буквально на пороге и торжественно сопровождают его до тех пор, пока он не покинет зал…
Любопытные эффекты также возникают, когда в одном помещении оказывается несколько зеркал и между ними происходит что-то вроде переклички. Вот когда зеркала в полной мере проявляют свои удивительные возможности! Стоит поставить зеркала рядом под углом друг к другу — и начинается настоящая фантасмагория. (Вспомним хотя бы знакомый всем игрушечный калейдоскоп.)
Или такой неожиданный эффект. Если два зеркала приставить друг к другу под прямым углом, то полученное отражение будет не «зеркальным» — перевернутым, а «позитивным». Другими словами, правое поменяется с левым. Это, конечно, непривычно: и прическа не на тот бок уложена, и брошь не с той стороны, и рука не та поднимается… Но, как ни странно, именно это изображение «натурально». Именно оно соответствует действительности: так нас видят со стороны люди, фотоаппараты, видеокамеры… Иногда это очень полезно — увидеть себя глазами других людей.
Впрочем, сочетание двух или нескольких зеркал, расположенных под углом, может послужить и для других целей. Например для того, чтобы продемонстрировать какую-нибудь изысканную вещь одновременно во всевозможных ракурсах. При этом возникает еще один удивительный эффект: в зависимости от того, под каким углом поставлены зеркала, мы будем видеть разное количество предметов. Подобным «тиражированием» умело пользуются оформители прилавков и магазинных витрин. Этим же приемом можем воспользоваться и мы у себя дома.
Иногда, чтобы зрительно увеличить число предметов, достаточно всего одного зеркала. Именно с этой целью в старину зеркала часто размешали над каминами. Да и сегодня каминная полка очень удобное место для демонстрации прелестных фарфоровых статуэток, ваз, шкатулок и прочих эффектных безделушек. Эти вещицы нередко столь хороши собой, что у хозяев и особенно у гостей, возникает естественное желание полюбоваться ими со всех сторон. С помощью зеркала можно сделать это, не беря хрупкие и ценные предметы в руку. Такие зеркала привносят в нашу жизнь неожиданную и приятную многогранность. Одаривают нас как бы «множественным» зрением.